Методический комментарий к организации
и проведению игр-занятий, занятий.
При организации занятия важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно-познавательной линий.У воспитанников ярко выражена повышенная (природная) потребность в общении с персонажами сказок, историй, рассказов. Последние близки по духу детям. Они охотно вступают с ними в диалог, советуют, спорят, соглашаются, «поучают» друг друга. «Вхождение» ребенка в сказочный мир протекает на эмоциональном фоне, усиливает «чувствование», которое перерастает в отношения, формирует собственный взгляд на происходящие явления.
В контексте игровых занятий сказочные герои помогают удержать и направить внимание детей на решение познавательных задач, стимулируют познавательную активность, поощряют инициативность и самостоятельность.
Игра, как высшая ступень детского развития, как первостепенно значимый, самый доступный и увлекательный вид деятельности, усиливает умственную активность, развивает мыслительные процессы, волевые акты, самооценку, инициирует процесс усвоения материала.
Выполняя учебно-игровые задания, дети усваивают определенный круг представлений, упражняются в применении приобретенных самостоятельно и с помощью педагога знаний и способов деятельности. Поисково-игровая структура занятия обеспечивает выход на осмысление необходимости познания, понимания значимости достигнутого результата, побуждает ребенка к планированию и переструктурированию дальнейших действий с целью улучшения качества прежнего результата.
К сказочно-игровой мотивации целесообразно обращаться в начале занятия при постановке учебно-познавательных задач. Этот шаг будет способствовать созданию соответствующего психологического климата, вызовет радостные чувства, доверительное отношение к предстоящей деятельности, желание и стремление взаимодействовать друг с другом и достигать хорошего результата.
В игре парами каждый ребенок ответственно «работает» и достойно выполняет свою роль. Для малыша значимо и необходимо одобрение, как партнера, так и взрослого. Он самоутверждается в коллективе сверстников, ощущает результаты своего успеха, сравнивает и критически относится к достижениям других детей. Воспитатель подключается к анализу выполненной работы, положительно оценивает адекватные способы выражения радости и сопереживания, вербально закрепляет успех каждого ребенка. В ходе полемики со стороны взрослого поощряются проявленные волевые усилия детей, когда высказываются различные точки зрения и собеседники не согласны с доводами друг друга. Использование такой формы обучения помогает детям приобрести умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывание, формирует культуру общения.
Важно, чтобы игровая основа не была утрачена на других этапах занятия. Так как непрерывная логически выстроенная игровая цепочка обучения как правило интенсифицирует процесс познавательного развития дошкольника, поддерживает эмоциональный тонус, заряд энергии и бодрости на протяжении всего занятия. Что является залогом сохранения психофизического здоровья ребенка.
В конце занятия сюжетная линия должна лаконично завершаться, что придаст ему ценностно-смысловую направленность.
Основными формами познавательных занятий являются экспериментальные и проблемно-поисковые. Разновидностью занятий можно считать игровые занятия -опыты, занятие-проблема, занятие- открытие, занятие-жалоба, занятие-радость, занятие-реклама (презентация продуктов своей деятельности), занятие-удивление и др.
Одной из отличительных особенностей современных познавательных занятий становится их сценирование в виде игр-путешествий, игр-исследований, игр-экспериментирования. Основной формой сценария выступают путешествия по маршрутным картам (планам, схемам). Воспитатель занимает позицию «умеющего играть партнера». Маршрут осуществляется с помощью карты-схемы, которая до путешествия составляется вместе с детьми. Продумываются знаки-символы, необходимые для обозначения маршрута на карте.
Фабула занятия выстраивается таким образом, чтобы во время путешествия дети смогли встречаться с разными волшебствами. Их предстоит расколдовать с помощью разнообразных познавательно-творческих заданий. Среди них можно выделить сочинение сказок, разгадывание путаниц, прохождение лабиринтов, дорисовку, конструирование, моделирование. На остановках создаются проблемные ситуации-«ловушки», в которых намеренно допускаются ошибки. Используя этот метод, наиболее успешно может решаться проблема диалогичности, развития коммуникативных способностей.
Таким образом, пропедевтика развивающего образования рассмотренных занятий предполагает:
- процесс активного участия ребенка в образовательном пространстве;
- проект сценария занятия как «мостик» по организации детей и воспитателя в образовательной среде;
- управление со стороны воспитателя развитием сюжета совместной деятельности, с опорой на принцип сотрудничества, где каждый ребенок – равноправный субъект отношений со взрослым, сверстником, с собой, с миром;
- выбор способа действия, направленного на решение познавательных задач, организуется с использованием знаково-символических средств, разработанных совместно с детьми;
- импровизацию для выбора своего способа действия через взятую на себя роль «экспериментатора», «исследователя», «ученого» и т.д.